Главная / Home
Жизнь как текст
Автоэтнография
Лектор как поэт
Фотоальбом
Неполное собрание сочинений
Статьи последних лет


Фестшрифт 75

Бутовская М., Драмбян М.

Каждый раз, оказываясь в Африке, мы вспоминаем захватывающие полевые истории, рассказанные замечательным ученым этнографом Сергеем Александровичем Арутюновым. Ему мы посвящаем страницы из нашего полевого

дневника.  С днем рождения, Сергей Александрович!

                                              

Розничная торговля в сельской местности на севере Танзании

Торговая деятельность в Танзании, в первую очередь в провинции, в малой степени контролируется государственными органами (по крайней мере, по сравнению с Россией). Если вести речь о рынках, ярмарках сельскохозяйственной продукции, то стихийность и саморегулятивность всех процессов здесь максимальна. Рынки функционируют в «произвольном», автономном от государства, как активного агента экономических отношений, режиме. Это не означает, что власти полностью игнорируют рыночную стихию, Место для рынка санкционировано местными органами власти, да и порядок на рынке обеспечивается местной полицией. Однако, продавцы не платят за место на рынке и не отдают местным властям процент от полученной выручки.

Плотность населения Танзании в целом, и северной ее части, в частности, достаточно высокая. Официальная статистика может не отражать реального положения дел, так как количество нелегальных мигрантов никак не учитывается, и если нелегалы не попадают в поле зрения правоохранительных органов по причине нарушения закона, то власти не препятствуют их нахождению на территории республики. Население перемещается в пределах страны достаточно свободно, в некоторых населенных пунктах, например, в Горофани, количество мигрантов из соседних районов страны может составлять более половины населения. Такие мигранты нелегально захватывают земли, принадлежащие хадза (охотники-собиратели) и возделывают их под посевы кукурузы и овощных культур.

На пригодных для жизни человека территориях практически везде, за исключением заповедников, на каждых 500 квадратных метрах, вы можете встретить какие-либо поселения. На площади в 5-10 кв. км. будет находится достаточно крупная деревня (иногда в несколько сотен домохозяйств, что дает общую численность населения более 1000 чел.) обладающая развитой системой розничной торговли и мест общественного питания.
Что представляет собой сельская точка розничной торговли? Это может быть
маленький магазинчик – лавочка, с площадью торгового зала не более нескольких кв. метров, где становится тесно уже 3 – 4 покупателям. На прилавке, по другую сторону которого стоит приветливый продавец, разложены разнообразные товары, товары же в изобилии развешаны по стенам за спиной у продавца. Ярко выраженной товарной специализации – не существует. Вы, можете с равным успехом, приобрести здесь любые предметы первой необходимости: яйца, керосин, батарейки, помидоры, ткань, сигареты, спиртное. Однако, в нашем понимании, мы бы, скорее назвали такую лавку – скобяной (с известной долей допуска). Приоритет отдается в большей степени промышленным товарам. Наряду с лавочками повсюду на сельских улочках разбросаны крошечные ларьки, где отпуск товара осуществляется через окошко. Чаще всего такие торговые точки имеют продуктовую специализацию. Ассортимент их не богат. В овощных ларьках предлагается на продажу картофель, помидоры, бананы, апельсины, лук, специи.

Наряду с этим в большой деревне можно встретить специализированные продуктовые лавки. В первую очередь, мясные лавки, таковых не много - 1-2 на деревню. Есть также торговые точки,ориентированные на мелкооптовую продажу кукурузного зерна (рядом, как правило, располагается мукомольня). Существуют также точки по продаже алкогольной продукции местного изготовления – бананового пива и банановой водки. Они очень неформальны. Знаком такого места служит одетая на палку пустая пластиковая бутылка. Такая конструкция, высотой около метра вертикально втыкается в землю перед домом производителя алкоголя.

В сельской местности располагаются также нехитрые предприятия общественного питания. При некоторых магазинах, существуют маленькие помещения, типа маленьких кафе, баров, где посетители могут выпить чашку чаю, бутылку пива, легко перекусить (свежие блинчики, пончики, жареные бананы).

Кроме того в крупном селе непременно будет располагаться одно – два специализированных места, где можно плотно пообедать, посидеть в непринужденной обстановке, а вечером и потанцевать. Это, своего рода, местные клубы (слово клуб здесь употребляется скорее в том смысле, как оно звучит в сочетании «английский клуб», нежели используется в современной речи). Здесь, ближе к вечеру, собираются мужчины и беседуют за бутылкой кока-колы, иногда ужинают.

Особенностью торговли продуктами питания, как в кафе, так и магазинах является адаптация к местному жаркому климату и отсутствию электричества:  быстропортящимся продуктам нигде храниться, поэтому посетителям кафе готовят блюда на заказ, и даже обед на скорую руку может затянуться надолго.

Как мы видим, постоянно действующие рынки просто отсутствуют в населенных пунктах такого уровня.

Но как сельхозпроизводитель или мелкий ремесленник выходит на потребителя? И где селяне приобретают нехитрую одежду, обувь, предметы быта? Все эти потребности восполняются за счет ярмарки, периодически устраиваемой в крупных населенных пунктах. Как правило, чем крупнее пункт, тем короче период между ярмарками. Например, в упоминавшемся селе Горофани ярмарка устраивается раз в месяц, а в расположенном в 10 км от него более крупном поселке Баразани – один раз в неделю.

Рынки и их красочное разнообразие - любимый объект посещения для туристов и исследователей, желающих поближе познакомиться со страной и ее обитателями. Это не только место, где приобретаются нужные в хозяйстве товары, и где каждый может предложить свою собственную продукцию, но и один из основных источников развлечений для местного населения.  Рыночная площадь – это место сбора представителей различных этнических групп, обитающих в отдаленных деревнях и поселках. В Танзании традиционные большие сельские рынки проходят раз в месяц и во многом напоминают небольшой местный праздник. С раннего утра на площадь или поле, отведенное для рынка, начинают стягиваться нарядно одетые люди.

Рынок для танзанийцев - это не только возможность приобрести все необходимое в хозяйстве, но и встретить давних знакомых и родственников, проживающих в других деревнях, узнать местные новости и весело провести время в приятной компании за тарелкой нехитрой снеди и прохладительным напитком (колой или фантой), а то и кружкой пива. Рыночный мир завораживает своей особой жизнью, сочетанием деловитости и карнавальности: наличием сосредоточенных на бизнесе продавцов, возбужденно и громко рекламирующих свой товар и балаганных развлечений, привлекающих не только детвору, но и взрослых покупателей.  

Ежемесячная ярмарка в Горофани – не только центральное экономическое событие месяца, но и значительный культурный феномен. Раскинувшись на окраине деревни, на площади не менее гектара, это мероприятие привлекает не только местных жителей. Из ближайших и отдаленных окрестностей подтягиваются потенциальные покупатели, продавцы и просто зеваки. А посмотреть есть на что. Вот толпа в несколько сотен человек наблюдает, как под аккомпанемент, несущийся из динамиков, установленных на микроавтобусе, молодой парень с актерскими способностями рекламирует презервативы, с завидной ловкостью одевая их на муляж. Его комментарии и действия вызывают радостный смех окружающих, со всех сторон слышатся юмористически реплики. Несколько меньшей популярностью пользуется змеелов. Ядовитые змеи ползают по его телу. Для остроты ощущений парень периодически подкидывает то одну, то другую змею в направлении зрителей. Этот человек рекламирует снадобье от змеиного яда, но одному Богу известно, поможет ли оно хоть как-то, случись беда.   
Но основная масса представленных товаров, конечно, не является столь экзотичными.
Из продуктов питания можно приобрести в первую очередь фрукты и овощи местного происхождения: лук, бананы (разных видов), картошку, батат, томаты, тыквы, огурцы, авокадо, специи. Торговля осуществляется мелким оптом и в розницу. Бакалея, крупы представлены, в основном, маисом (кукурузным зерном).


В отдельном сегменте ярмарки происходит торговля мясом. Приобрести можно свежее парное мясо, тушей или ее частями, копченое мясо и живой скот. Как правило, выставлен на  продажу мелкий рогатый скот (козы, овцы). Стоимость взрослой козы составляет, в среднем, около 15 долларов  США.                                                                                                                                                                                      
Кроме вышеперечисленных товаров, можно увидеть сахарный тростник, табак, препараты народной медицины. Вся сельскохозяйственная продукция имеет местное (региональное) происхождение.
Промышленные изделия можно разделить на две группы – заводского изготовления (в основном это продукция экспортируется в Танзанию из Китая и Индии) и произведения местных ремесленников – кустарей.
Ассортимент первой группы принципиально не отличается от того, что можно купить в деревенских магазинах. Это батарейки, керосиновые лампы и т.д. Исключение составляет текстиль танзанийского производства – канги, китанги и чуки, приобрести которые за такую цену в другое время просто невозможно. Да и выбор текстиля на ярмарке значительно богаче. Поэтому, продавцы  тканей не стоят без дела. Широко представлен и секонд-хенд из Европы и Америки. Надо заметить, что, пожалуй, большая часть мужского населения сельской Африки формирует свой гардероб  из такого рода одежды. Качество секонд-хенда в Танзании, превосходит российские, московские, аналоги.


В быту танзанийцев, и соответственно, на рынке немало изделий местных «кустарей – одиночек». Это плетеные циновки из пальмовых листьев, металлические украшения произведенные кузнечным способом (в первую очередь разнообразные браслеты), бисерные украшения, сандалии, изготовленные из старых покрышек (самая популярная африканская обувь), вырезанные из дерева изделия бытового назначения.

На ярмарке обязательно предприятие общественного питания,  где можно поесть и при желании выпить. В этом не могут себе отказать и посещающие ярмарку хадза. Пиво здесь разливают в большие пластиковые бадейки. Впрочем, их размеры никого не смущают. Посетители в основном приходят группами и с удовольствием пускают такую емкость по кругу.                    

                                                     
           Устройство самой торговой площадки отличается предельной простотой. Если вы увидите это место в любое другое время - то ни за что не догадаетесь, что здесь раз в месяц происходит нечто грандиозное.

На ярмарке никаких прилавков нет и в помине, товары разложены прямо на земле, на немудреной подстилке. Мясная продукция развешивается на деревянных конструкциях напоминающих футбольные ворота (значительно меньшие по размеру). Отсутствует так же администрация рынка. Все это создает условия для сверхлегкого выхода продавца на рынок. Нужно просто придти, разложить свой товар и ждать покупателя. Поэтому, на ярмарке можно встретить и домохозяйку, продающую 3 – 4 циновки, сплетенные в свободное время и бизнесмена, привезшего несколько тысяч канг.

Розничная торговая сеть поселков более крупного таксономического уровня более сложна. Кроме всего описанного выше в таких населенных пунктах (например, как Баразани) есть постоянно действующие продуктовые «крестьянские» рынки, очень небольшие, с 5 – 10 продавцами, специализированные магазины: хозяйственные, готовой одежды.

В центрах «дистриктов» - аналогов наших районных центров, модель организации розничной торговли строится уже, скорее на тех принципах, что присущи крупным городам, мегаполисам, и, несмотря на всю региональную специфику, являются общими для экономик и хозяйственных практик большинства стран мира.
                      Конечно, все «ретейл-транзакции» в регионе не исчерпываются приведенными выше способами, однако общая схема и принципы организации розничной торговли позволяют сделать некоторые выводы. Во-первых, крестьянин или ремесленник, не имеет возможности постоянно присутствовать на рынке, заниматься торговой деятельностью. В отсутствии закупочных контор, кооперативов, такой мелкий производитель может выходить к потенциальному покупателю только периодически. Не обладая достаточным объемом товарного предложения, он не может содержать постоянно действующие торговые точки. Во-вторых, среднестатистический потребитель испытывает каждодневную потребность в ограниченном круге товаров, что подтверждается хронологическим распределением спроса (еженедельный шопинг) в странах Западной Европы, США  и нашими материалами с севера Танзании. Не случайным является то обстоятельство, что мясная продукция входят в состав необходимого минимального предложения в Горофани. Отсутствие холодильных установок и иных возможностей по сохранению мяса в домохозяйстве предполагает его ежедневное присутствие в розничной сети.

Именно иррегулярно функционирующие торговые площадки – ярмарки представляют возможность практически без затрат выходить на рынок (в широком смысле этого слова) мелкому производителю и вступать в экономические отношения с потребителями без ущерба интересов последних. На примере северной Танзании можно убедиться, что само-регуляция экономических процессов имеет некоторые общие тенденции, и прогнозировать, планировать формирование систем предприятий розничной торговли необходимо с учетом объективных, «мировых» трендов.