Главная / Home
Жизнь как текст
Автоэтнография
Лектор как поэт
Фотоальбом
Неполное собрание сочинений
Статьи последних лет


Статьи последних лет

Т.А.Воронина. Русский православный пост

Т.А.Воронина.  Русский  православный   пост:

От  первых установлений  - к современной  практике.

М., «Современные  тетради»,2011. 336 стр.

 

На  Страшный  суд  идти и вам. Чужой  не презирайте  храм,

Где  Будде  курят фимиам язычники в Камакуре.

                                     Р.Киплинг, «Камакура».

 

Книга  Т.А. Ворониной  представляет  собой  несколько необычное  явление в нашей  этнографической  литературе.   Это  целостный  текст, который, однако,  явственно расслаивается  при чтении  на  две мало связанные  между  собой и посвященные  разным  темам  части. Одна  из них,  которую  можно  считать основной,  это очень обстоятельное и детальное  описание истории и современного состояния  православного поста  как  определенной  части  или аспекта  пищевой  культуры русского народа и его отдельных  социальных страт.  Эта  часть работы выполнена  на высоком  научном  уровне и может быть причислена к  числу безусловно  лучших  работ по этнографии русского  народа.

 

Другая  часть, которая, на мой  взгляд, вообще не является  научным исследованием, а скорее должна рассматриваться  как  апологетическая  церковная  публицистика,  посвящена главным образом описаниям  примеров  ревностного  соблюдения  постов, рассматриваемого  однозначно как нравственный  подвиг  и образец  похвального  благочестия.

Сначала  скажем  несколько слов  о первой составляющей.  Она  не отделена  от второй  формально. Оба аспекта  книги выступают  в известной мере  в переплетенном  виде, и это делает  разбор повествования  довольно трудной  задачей.

Круг использованных  источников  очень  широк,  и включает  наипаче  всего богатейшие  архивные  материалы, состоящие в основном из массовых  анкет по опросным  программам  различных  этнографических  бюро и обществ, а  также  мемуарные материалы, эпистолярное  наследие ряда  выдающихся  духовных  лиц, материалы периодической  печати, как  церковного, так и атеистического направления, и наконец, собственные полевые  материалы  автора.

Структура  книги  довольно сложна и несколько необычна. Книга состоит из четырех частей, по  две  главы  в каждой  части, так и названные  - первая  и вторая.  Во избежание  путаницы  придется их  именовать по порядку, с первой  по восьмую.

 

 

Первая  глава, то есть первая глава  первой  части книги  рассматривает  становление практики поста на  православном  Востоке, т.е.  в восточной  части Римской  империи  в  1- Х  вв., в период, предшествовавший  крещению  Руси. Это, следовательно, не история, а предыстория  предмета, так как  в этот период не только русского православия, но и православия как  явления, противопоставляемого западному христианству, да и собственно русского народа еще  не существовало.

Вторая  же  глава рассматривает  собственно русскую  практику  поста  в  Х- ХУШ вв. Следует  отметить как   определенный  недостаток  книги   практически полное  отсутствие  в ней  сравнительно-сопоставительного  или кросс-культурного аспекта.  Если  отсутствие  упоминания об иноверческих  практиках  постов  еще  можно  как-то оправдать тем , что непосредственного отношения  к теме  книги  они  не имеют,  то инославные  практики  постов  в христианстве  в какой  то мере необходимо  должны были бы быть затронуты, как в аспекте  постепенного нарастания  различий  между  западным и восточным  ареалами христианства  в Европе, вплоть до окончательного их разрыва  в 1054  году, через более чем полвека  после  крещения  Руси, так и в аспекте  последующих  оформлений  различий  постных  практик  между  римско-католическим и протестантским христианством, с одной  стороны, и православным  христианством  -  с другой.  Нескольких  строчек, посвященных  этой  теме  в самом  конце  первой  главы (с.48), конечно, недостаточно.

  Кроме того, создается  впечатление, что автор  пишет исключительно  для воцерковленной или по крайней  мере  хорошо знакомой  с деталями православного  культа  аудитории.  Чтобы  читатель яснее представлял  себе  предмет, о котором идет речь, следовало бы  снабдить книгу  некоторой  схемой  православного календаря, с указанием дат основных праздников, как фиксированных, наподобие Рождества, так и скользящих,  типа  Пасхи, а также  соотношения  с ними  дат начала  и окончания  тех или иных  постов. Ведь  даже  проблема  возникновения и сущности расхождений  между  юлианским и грегорианским  календарями  значительной  части  нашей  читающей  аудитории совершенно неизвестна.

Вторая глава  это «Русская  практика поста   в Х-ХУШ  вв». В  ней содержатся  некоторые  важные  сведения о происхождении связанной с постами лексики,  отношения к посту и связанным ним установлениям правящих  кругов  и их отдельных  представителей, о  «нарочитых»  постах, предпринимавшихся в знак покаяния в годины  лихолетья, о  восприятии  русских  обычаев  иностранцами, и об  общей  строгости, с которой, судя  по многим источникам, соблюдались  посты. Впрочем,  упоминается  и ослабление этой  строгости в петровское  время, что вполне естественно, и  случаи,  когда  «опытный  монах  осуждал  неразумные  подвиги постничества  без  советов  знающих  старцев»(стр.85).